Сюжет фильма «Мы из будущего» построен по принципу русской волшебной сказки. Как известно, в сказке есть несколько смысловых пластов, которые, раскрываясь постепенно, уводят читателя к первооснове видения мира. Композиция русской сказки включает в себя завязку сюжета, его развитие, кульминацию и развязку. Все это можно проследить в фильме «Мы из будущего». Завязка сюжета фильма «Мы из будущего». Главный герой в русской сказке один – тот, кому предстоит отправиться в другой мир, пройти испытание и вернуться победителем либо погибнуть. В сказках это чаще всего – Иван Царевич. В фильме «Мы из будущего» – это молодой историк по прозвищу Борман. Но он не один отправится в путешествие. Вместе с ним окажутся в прошлом трое ребят-студентов, желающих заработать денег.
Их цель неблаговидна - раскопать могилы, найти и продать награды, фронтовые вещи
коллекционерам. У всех народов осквернение могил– это страшный грех, поэтому ребята - герои фильма "Мы из будущего" должны пройти испытание-урок, чтобы победить в себе низменные чувства.
Развитие сюжета в фильме «Мы из будущего». Четверо археологов приехали на место боёв 1942 года. Для того, чтобы попасть в другую реальность, должно быть выполнено несколько условий:
1. Изменить состояние сознания.
Как известно, наше сознание несовершенно. С детства нас «впихивают» в рамки, за которые мы не можем выйти всю жизнь. К примеру, мы точно знаем, что перемещение в прошлое – невозможно. Чтобы разрушить этот барьер, нужно изменить состояние сознания. В сказках средством для изменения сознания служит, например, волшебное зелье колдуньи. В фильме «Мы из будущего» это зелье – водка, которую ребята купили в деревне. Итак, под воздействием алкоголя рамки исчезают. Первое условие выполнено.
2. Появление проводника в другой мир.
Перемещение в другой мир возможно только при содействии третьего лица – проводника. В сказках эту роль берёт на себя обычно Баба Яга. Она, как все помнят, совершает ритуал – топит Ивану Царевичу баню, поит-кормит его, а после этого – даёт поручение. В фильме «Мы из будущего» роль проводника выполняет мать убитого солдата – старушка из местной деревни. Она поит ребят молоком – это и есть часть ритуала перед отправкой в иной мир. Молоко связано с другим интересным сказочным образом – молочными реками, за которыми живёт Баба Яга. Так молоко дополнительно указывает на старушку, как на проводника в другой мир. Затем мать солдата просит ребят найти портсигар, подаренный сыну дедом. Таким образом, ребята получили задание. Второе условие выполнено. Теперь для перехода в другой мир нужны ворота.
3. Ворота для перехода в иной мир.
В сказке эта роль чаще всего достаётся колодцу. В фильме «Мы из будущего» «воротами» стало озеро, куда бабушка направила хлопцев после того, как они отведали молока. Молоко в фильме "мы из будущего", кроме всего прочего, выполняет роль «прицела» - оно нужно для точного «попадания» в определённый отрезок прошлого. Образ озера (воды) очень необычный, даже мистический. Наши предки отправляли умерших по воде в другой мир. Ребёнок, рождаясь, тоже проходит через воды в новую жизнь. Герои фильма "Мы из будущего" раздеваются догола (что тоже символично – они олицетворяют младенцев, готовых прийти в другой мир) и ныряют в озеро. Ворота открылись. Выныривают они уже в прошлом. Так четверо современных парней в фильме "Мы из будущего" рождаются заново в 1942 году.
4. Испытания
Чтобы вернуться домой, нужно выполнить задание и пройти испытания. Борман понимает это лучше всех и объясняет ситуацию своим спутникам. Здесь идёт война. Ребятам придётся проявить смелость, научиться терпеть боль. В этом мире действуют злые силы – этот образ в фильме "Мы из будущего" олицетворяют гитлеровские войска. Чтобы найти портсигар и попасть домой, нужно играть по правилам новой действительности. Ситуация осложняется тем, что они прибыли сюда вместе, и каждый отвечает не только за себя, но и за товарищей. Если хотя бы один из них струсит и не сможет пройти испытание –погибнут все. Обратимся к каждому из героев конкретно. В фильме «Мы из будущего» ребята называют друг друга чаще всего по прозвищам.
- Спирт. Под этим прозвищем скрывается музыкант, меломан. Он немного труслив, любит деньги, циничен, постоянно конфликтует с Черепом.
- Череп. Этот молодой человек – скин. Он сильный физически, довольно смел, но направляет свою энергию не в нужное русло, поклоняясь Гитлеру. Черепу нужно изменить свои убеждения.
- Чуха. Это обычный парень, обаятельный, приветливый, но труслив и слаб. Про таких говорят, что у них нет внутреннего стержня. Ему необходимо пройти испытание безответной любовью и войной, чтобы стать смелым.
- Борман – главный герой, умный и талантливый историк, но так же направляющий свои силы только на удовлетворение материальных потребностей. Борман должен пройти испытание любовью- более того, через потерю любимого человека. Этот герой фильма "Мы из будущего" страдает сильнее всех –он привёл ребят на поле раскопок, втянул в это дело, потому с него больше и спросится.
Испытания ребят в фильме "Мы из будущего":
- Похороны убитых. Ребята роют братскую могилу и хоронят бойцов, таких же молодых парней, как они сами. Психологически это очень тяжело. Они убеждаются, что смерть никого не щадит, а их собственный поступок в будущем (раскопки) кажется им бессмысленным и даже подлым по отношению к погибшим.
- Разведка. Ребята получают задание - пойти ночью в разведку с опытным бойцом, чтобы добыть «языка». У них появляется возможность получить портсигар (выполнить задание). Ребята попадают в плен, где встречают раненого бойца Соколова. Портсигар находится у него. Велико искушение украсть вещь и побежать с ней к озеру. Но подобный малодушный поступок против правил. Только сам боец может передать портсигар. Так и происходит. Он просит их отдать вещь матери. Отклик есть! Связь между прошлым и будущим установлена. Можно возвращаться. Но впереди главное испытание – наступление наших войск.
- Любовь. Главный герой – Борман влюбляется в медработника Нину. Она дарит ему новое восприятие жизни – любовь, которая сильнее войны и смерти. Нина на своём примере учит его быть смелым. Он знает, что медсестра должна погибнуть в блиндаже, и это придаёт его любви особый, горький оттенок. Чуха тоже влюблен. Но ему нужно пройти испытание безответной любовью, смириться с ней. На этой почве между Борманом и Чухой происходят разногласия и даже драки. Череп со Спиртом тоже конфликтуют, но из-за разных взглядов на жизнь. Это тоже испытание – только вместе они смогут выбраться, а взаимная ненависть мешает этому. Преодолеть разногласия трудно, но иначе они не смогут вернуться домой.
Кульминация в фильме «Мы из будущего». Наступление. Наступление - это кульминация фильма «Мы из будущего», главное испытание. Перед боем, как в былинах об Илье Муромце, Борман сидит в погребе (наказание за драку). Нина, как и водится прекрасной царевне-помощнице, выпускает его, кормит и напутствует на бой. Чтобы пройти последнее испытание, всем четверым нужно выполнить задание – взорвать немецкий дот (то есть, победить злую, тёмную силу), а для этого – пересилить страх, боль, желание убежать. Только после этого ребята, раненые, неся на руках товарища, добираются до озера.
Развязка фильма «Мы из будущего». Возвращение домой. Снова открываются ворота, и ребята попадают в своё время. Они радуются возвращению, но на тонком плане (в душе) каждого происходит серьёзная работа – осознание произошедшего. Теперь никто из них не будет прежним. Спирт, Чуха, Борман и Череп переродились – опыт, полученный ими в другом мире, навсегда изменит их жизнь. В сказках отважный воин получает награду – возвращение с победой домой. В фильме «Мы из будущего» этой наградой является победа ребят над своими низменными чувствами, что даст им возможность начать новую жизнь.
http://film-fiction.allexperts.ru/article/russkaya-volshebnaya-skazka-kak-princip-postroeniya-syuzheta-filma-mi-iz-buduschego.html